Изменились правила проведения перерасчетов за некачественные коммунальные услуги

Изменились правила проведения перерасчетов за некачественные коммунальные услуги post thumbnail image

На прошлой неделе, 27 октября 2020 года, вступил в силу Федеральный закон от 27.10.2020 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 157 и 157–2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований.

Поскольку контроль за качеством предоставляемых коммунальных услуг и их оплатой является одним из основных направлений деятельности советов многоквартирных домов, рассмотрим, что изменится с принятием нововведений.

Принятый закон отменяет штрафы в пользу потребителей за оказанные некачественные услуги. Данная правовая конструкция появилась в Жилищном кодексе РФ еще в 2016 году, но на деле не применялась, поскольку механизм, который должен был ее конкретизировать, на практике так и не был принят в связи со сложностью адаптации к реальным условиям работы сферы ЖКХ. Другой вид штрафов в пользу потребителя – за неправильный расчет платы, остался и продолжает успешно применяться.

«Вместе с тем, несмотря на отсутствие специальных штрафов, потребитель по-прежнему может потребовать перерасчета платы в сторону уменьшения, если будет установлено, что коммунальная услуга оказана некачественно», — отмечает эксперт Автономной некоммерческой организации экспертно-консультационный центр «Интеллект» Марат Исмагилов. При этом, в части перерасчетов платы новый закон вносит некоторую ясность. Дело в том, что ранее в Жилищном кодексе РФ был закреплен только перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг с перерывами. Требование соразмерного уменьшения платы за некачественную услугу было прописано только в правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354. На практике это порождало дополнительные вопросы и споры при применении законодательства. Теперь оба вида перерасчета закреплены и в Жилищном кодексе, и в соответствующих правилах.

Помимо этого, внесена ясность и в вопрос о том, кто должен производить перерасчет платы за некачественную услугу или ее временное отсутствие. Если ранее это должен был делать виновник ситуации, искать которого приходилось зачастую потребителю совместно с надзорными органами, то теперь во всех случаях перерасчет платы производит исполнитель услуги, то есть лицо, которое ее предоставляет. При этом исполнитель может потребовать возмещения расходов с лица, ответственного за то, что потребитель получил услугу ненадлежащего качества.

«Можно привести такой пример. Исполнителем услуги по отоплению является ресурсоснабжающая организация, но в квартире конкретного потребителя холодно не потому, что она подает в батареи плохо нагретый теплоноситель, а потому, что управляющая организация плохо подготовила дом к зиме, не провела промывку батареи или не может избавиться от воздуха в них, — говорит Тимур Ахметвалеев, руководитель проекта «Совет многоквартирного дома – важнейший орган самоорганизации собственников в решении вопросов ЖКХ», который реализуется АНО «Интеллект». – В этом случае перерасчет все равно будет обязана сделать ресурсоснабжающая организация, которая затем вправе взыскать с управляющей компании свои издержки. Такой порядок избавляет потребителя от необходимости самому искать виноватых, тратить на это время и нервы».

Напоминаем, что Автономная некоммерческая организация Экспертно-консультационный центр «Интеллект» при финансовой поддержке, предоставленной Фондом содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан по результатам победы в конкурсе грантов Главы Республики Башкортостан, реализует проект «Совет многоквартирного дома – важнейший орган самоорганизации собственников в решении вопросов ЖКХ». В связи с ситуацией с распространением коронавирусной инфекцией проведение выездных обучающих интенсивов с участием Федеральных экспертов в городах Республики Башкортостан перенесено на первое полугодие 2021 года.

Похожие новости

Квитанцию на капитальный ремонт можно получать на электронную почтуКвитанцию на капитальный ремонт можно получать на электронную почту

Собственники могут получать квитанцию для оплаты взноса на капитальный ремонт в электронном виде на адрес своей электронной почты, и оплачивать его, не выходя из дома.

Правомерно ли отключение газа всему стояку, если кто-то из жильцов не явился на проверку?Правомерно ли отключение газа всему стояку, если кто-то из жильцов не явился на проверку?

Полезная информация для жителей многоквартирных домов Республики Башкортостан – справочные материалы, ответы на вопросы – публикуются на сайте в рамках проекта АНО «Экспертно-консультационный центр «Интеллект»».