Изменились правила проведения перерасчетов за некачественные коммунальные услуги

Изменились правила проведения перерасчетов за некачественные коммунальные услуги post thumbnail image

На прошлой неделе, 27 октября 2020 года, вступил в силу Федеральный закон от 27.10.2020 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 157 и 157–2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований.

Поскольку контроль за качеством предоставляемых коммунальных услуг и их оплатой является одним из основных направлений деятельности советов многоквартирных домов, рассмотрим, что изменится с принятием нововведений.

Принятый закон отменяет штрафы в пользу потребителей за оказанные некачественные услуги. Данная правовая конструкция появилась в Жилищном кодексе РФ еще в 2016 году, но на деле не применялась, поскольку механизм, который должен был ее конкретизировать, на практике так и не был принят в связи со сложностью адаптации к реальным условиям работы сферы ЖКХ. Другой вид штрафов в пользу потребителя – за неправильный расчет платы, остался и продолжает успешно применяться.

«Вместе с тем, несмотря на отсутствие специальных штрафов, потребитель по-прежнему может потребовать перерасчета платы в сторону уменьшения, если будет установлено, что коммунальная услуга оказана некачественно», — отмечает эксперт Автономной некоммерческой организации экспертно-консультационный центр «Интеллект» Марат Исмагилов. При этом, в части перерасчетов платы новый закон вносит некоторую ясность. Дело в том, что ранее в Жилищном кодексе РФ был закреплен только перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг с перерывами. Требование соразмерного уменьшения платы за некачественную услугу было прописано только в правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354. На практике это порождало дополнительные вопросы и споры при применении законодательства. Теперь оба вида перерасчета закреплены и в Жилищном кодексе, и в соответствующих правилах.

Помимо этого, внесена ясность и в вопрос о том, кто должен производить перерасчет платы за некачественную услугу или ее временное отсутствие. Если ранее это должен был делать виновник ситуации, искать которого приходилось зачастую потребителю совместно с надзорными органами, то теперь во всех случаях перерасчет платы производит исполнитель услуги, то есть лицо, которое ее предоставляет. При этом исполнитель может потребовать возмещения расходов с лица, ответственного за то, что потребитель получил услугу ненадлежащего качества.

«Можно привести такой пример. Исполнителем услуги по отоплению является ресурсоснабжающая организация, но в квартире конкретного потребителя холодно не потому, что она подает в батареи плохо нагретый теплоноситель, а потому, что управляющая организация плохо подготовила дом к зиме, не провела промывку батареи или не может избавиться от воздуха в них, — говорит Тимур Ахметвалеев, руководитель проекта «Совет многоквартирного дома – важнейший орган самоорганизации собственников в решении вопросов ЖКХ», который реализуется АНО «Интеллект». – В этом случае перерасчет все равно будет обязана сделать ресурсоснабжающая организация, которая затем вправе взыскать с управляющей компании свои издержки. Такой порядок избавляет потребителя от необходимости самому искать виноватых, тратить на это время и нервы».

Напоминаем, что Автономная некоммерческая организация Экспертно-консультационный центр «Интеллект» при финансовой поддержке, предоставленной Фондом содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан по результатам победы в конкурсе грантов Главы Республики Башкортостан, реализует проект «Совет многоквартирного дома – важнейший орган самоорганизации собственников в решении вопросов ЖКХ». В связи с ситуацией с распространением коронавирусной инфекцией проведение выездных обучающих интенсивов с участием Федеральных экспертов в городах Республики Башкортостан перенесено на первое полугодие 2021 года.

Похожие новости

По проекту «Бесконфликтное ЖКХ» подготовлены справочные материалыПо проекту «Бесконфликтное ЖКХ» подготовлены справочные материалы

АНО Экспертно-консультационный центр «Интеллект» при поддержке Фонда Президентских грантов продолжает реализацию проекта «Бесконфликтное ЖКХ». В рамках проекта подготовлено справочное пособие «Конструктивное взаимодействие в сфере ЖКХ: эффективное решение вопросов, возникающих при

Семинар для жителей города ЯнаулаСеминар для жителей города Янаула

27 октября более 30-ти жителей города Янаула встретились с федеральным ЖКХ-экспертом. Семинар был организован в рамках проекта «Развитие советов многоквартирных домов в Республике Башкортостан», который реализуется Автономной некоммерческой организации экспертно-консультационный