История советов МКД

В Российской Федерации в 2011 году путем закрепления в Жилищном кодексе РФ официально появился новый институт гражданского общества – совет многоквартирного дома, создаваемый для объединения активных собственников конкретного дома и достижения целей комфортного проживания и решения вопросов жилищно-коммунального хозяйства жильцов многоквартирного дома.

Совет многоквартирного дома является коллегиальным органом самоуправления и самоорганизации граждан, формируется исключительно из числа собственников в многоквартирном доме. Его основные функции – информирование собственников, просвещение их в вопросах ЖКХ, участие в переговорах с контрагентами: управляющими организациями, поставщиками коммунальных ресурсов, арендаторами общего имущества, органами государственной власти и местного самоуправления, подготовка предложений для проведения общих собраний.

Совет многоквартирного дома возглавляет председатель, избираемый на общем собрании. Общее собрание собственников вправе предоставить совету многоквартирному дому или председателю конкретные полномочия: заключать договоры на оказание работ/услуг, согласовывать стоимости работ/услуг, принимать работы/услуги по актам, представлять интересы собственников в судах. Также общее собрание вправе определить размер вознаграждения председателя/совета дома как меру стимулирования труда.

Данный институт пришел на смену институту старших по многоквартирным домам, который к 2000-м годам в большинстве домов перестал функционировать, а там, где остался, являлся недемократическим институтом, основанным на единоличном принятии решений конкретным человеком. С формированием рыночных отношений и при низкой грамотности собственников в вопросах ЖКХ старший по дому стал социально опасен, – зачастую он действовал только в собственных интересах и мог подтолкнуть собственников к принятию решения, выгодного только ему, или вообще принять решение за них, так как коммерческие организации подкупали таких людей.

Жилищный кодекс РФ закрепил обязанность собственников многоквартирного дома по созданию совета дома, определив ответственными за координацию органы местного самоуправления. В 1,5 млн. многоквартирных домов России должны функционировать советы домов. Однако в российских регионах на практике сложилась разная ситуация, количество действительно работающих советов домов колеблется от 5% до 70%, в зависимости от субъекта РФ, зачастую советы многоквартирных домов «числятся на бумаге» в администрациях органов местного самоуправления, но не работают. Причины этого могут быть разные: совет дома составлен самостоятельно администрацией «для галочки», люди из числа его членов умерли, переехали, низкая активность и просвещенность собственников в вопросах ЖКХ, отсутствие стимулов для деятельности.

Социальная природа совета многоквартирного дома сложная, так как участие в нем предполагает, прежде всего, общественную деятельность, но при этом среди собственников часто складываются ситуации, когда эта деятельность вызывает много конфликтов, недовольства со стороны других, при этом многие граждане задаются вопросом: почему должен заниматься этим именно я, когда в доме 100, 200, 300, 400, 500 других собственников, тем более работать «за бесплатно».
Председатель, член совета многоквартирного дома тратит собственное, свободное от основной работы время, на общественные дела в целях улучшения состояния общего имущества в многоквартирном доме, создавая комфортность проживания в нем, то есть, как правило, общественным трудом конкретных лиц производится увеличение экономической составляющей стоимости квартиры в таком благополучном доме, и выигрывают в цене квартиры все собственники. Например, в Удмуртской Республике имеются конкретные примеры достижений советов домов, они работают в 70% многоквартирных домов, но остаются еще дома, где собственники не создают совет дома – это плохая ситуация, а есть субъекты РФ, где советы работают всего в 5% домов.

Исходя из вышеизложенного, на сегодня в России остается проблема отсутствия советов домов или их бездействия, то есть огромное количество людей остается без системного участия в решении вопрос ЖКХ в отношении как общего, так и личного имущества в многоквартирном доме. Следствием этого являются конфликты среди собственников, нерешенные вопросы в доме, высокая квартплата, низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, недовольство граждан властью из-за непонимания ситуации в своем доме и отсутствия знаний в вопросах ЖКХ.